Альпийский сад
Информация об объекте: Большая клумба с растущими на ней можжевельниками, туями, а также цветущими растениями по большей части произрастающие в холодном климате.
Цель: Расширить представление детей о растения разных климатических зон и условия их содержания и ухода за ними
Объекты для наблюдения: можжевельник, туя, лаванда, первоцветы
Организация работы: дети приходят на объект и наблюдают за ростом и развитием растений холодного климата, изучают по наглядным материалам, какие еще растения растут в каких климатических зонах. Ребята старших групп помогают педагогам ухаживать за растениями, высаживать рассаду и поливать цветы.
Клумба для бабочек
Информация об объекте: три лепестка с высаженными на них многолетними и однолетними цветами перед входом в дошкольное учреждение.
Цель: расширять представление о садовых цветах, их росте развитии, уходе за ними; формировать представление о связи растений с местом обитаний насекомых (бабочек, пчел, шмелей)
Объекты для наблюдения: петунии, тюльпаны, лилии, бархатцы, хосты
Организация работы: наблюдение за цветами всегда очень увлекательное. Зачитывая стихи про цветы или загадывая загадки, педагог привлекает внимание детей к цветочной клумбе. Обращает внимание на цветы, их форму, размер, цвет, строение цветка. Очень важно изучать взаимосвязь цветов и насекомых, которые прилетают к клумбе пьют нектар и собирают пыльцу. Наблюдение за бабочками и насекомыми на клумбе может быть вариантом отдельного занятия, также можно проследить за движение насекомых по клумбе и куда оно летит дальше. Педагог организует посильную помощь детей совместно с родителями в посадке луковичных цветов и выкопку их осенью, сообщает о условиях хранения и времени роста различных цветущих растений.
Липа, Клён, Ивушка
Информация об объекте: лиственные деревья, расположенные на площадках для игр, достаточно большие, взрослые деревья, расположенные на разном расстоянии друг от друга, что позволяет изучать их не застаиваясь на одном месте и развивать внимание детей
Цель: формирование представлений о разнообразии лиственных деревьев, особенностях каждого вида, бережном отношении к деревьям.
Объекты для наблюдения: клен, липа, ива
Организация работы: основной работой с объектом является наблюдение за сезонными изменениями на деревьях. Дополнительно можно изучать птиц, которые прилетают на дерево, насекомых, которые поселились под корой или в корнях. Изучение истории деревьев их названия и использования их в лекарственных или других целях. Также изучается правила поведения с деревьями. Рядом с деревьями установлена музыка ветра и спилы разных пород в качестве дидактического игрового материала, который можно использовать в работе.
Экосистема пруд
Информация об объекте: искусственное озеро с рыбками, вокруг него животные, растения и птицы там обитающие.
Цель: формировать представление о экосистеме, о взаимосвязи живой и неживой природы, а также человека в ней.
Объекты для наблюдения: растения, насекомые, животные, птицы
Организация работы: Экосистема и взаимодействие в ней всех организмов очень сложная организация, однако дети на примере «Экосистемы пруд» могут познакомить со всеми видами растений, животных, насекомых и птиц, которые взаимодействую как единый организм. Составление пищевых цепочек поможет понять детям эту взаимосвязь, а также закрепить представление, о том чем питается каждый его участник и где обитает. Для детей младшего возраста на основе станции «Экосистема пруд» изучаются отдельно каждый обитатель.
Отель для насекомых
Информация об объекте: на траве расположен муравейник и колесо в котором созданы благоприятные условия для жизни насекомых: веточки, сено, шишки, кора.
Цель: расширять представление о видах насекомых их местом обитания и питанием
Объекты для наблюдения: насекомые, место их обитания
Организация работы: Наблюдение за насекомыми всегда очень увлекательно для детей, а создание с детьми домика для насекомых это еще интересней. С помощью этой станции дети узнают, что не все насекомые могут жить в сене и коре деревьев, что для одних нужна влажность и темнота, а для других свежая трава и свет.
Дикий луг
Информация об объекте: небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают посадок, не косят траву и не бегают дети, не убирают опавшие листья или сухую траву. На таком участке складывается естественный биоценоз: произрастают те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия.
Цель: формировать представление о связи между действиями человека и природой, развивать представление о дикой природе и ее обитателях
Объекты для наблюдения: растения, насекомые, птицы
Организация работы:
Ёлочки
Информация об объекте: травянистый участок на котором высажены несколько разных видов ёлочек, создана сюжетная ситуация «Поезд приехал в лет»
Цель: Расширять представление детей о хвойных деревьях, их особенностях и отличие от лиственных деревьев, правилах поведения в лесу.
Объекты для наблюдения: синяя ель и ель обыкновенная
Организация работы: ели одни из первых деревьев, которые дети быстро запоминают и легко отличают от других. Ёлочки можно изучать по размеру и цвету, а также по жителям, которые селятся в лесу. Не далеко от станции «Ёлочки» находится станция «Ивушка», что дает детям возможность сравнить их по-настоящему, потрогать, понюхать, рассмотреть в разные сезоны.
Фито грядка
Информация об объекте: за зданием детского сада расположена грядка с многолетними лекарственными растениями
Цель: формировать представление детей о лекарственных растениях, способах их использования и методах ухода и выращивания.
Объекты для наблюдения: подорожник, ромашка, календула, мята, мелиса, полынь
Организация работы: изучение лекарственных растений обогащает словарный запас и кругозор детей, область применения каждого поможет в дальнейшем использовать эти знания во благо. Обязательное изучение съедобных и ядовитых растений поможет воспитанникам спасти чью-то или свою жизнь от опасных прогулок в дальнейшем.
Витаминный огород
Информация об объекте: за садом, вдоль дорожки расположены несколько грядок с овощами и зеленью. За каждой группой закреплен определенный участок, дети сажаю вместе с воспитателем и все лето ухаживают за растениями
Цель: расширение представлений о овощных культурах, которые можно вырастить самостоятельно в ближайшем окружении, формировать умение ухаживать, сажать растения для последующего употребления в пищу
Объекты для наблюдения: салаты, зелень, свекла, морковь, огурцы, мангольд, редис
Организация работы: Изучение как растут овощи и зелень на грядке для детей с сельской местности – это не редкость, однако здесь дети могут сами поучаствовать в посадках, сборе и уходе за будущим урожаем под руководством педагога, который направит и расскажет о способах ухода, количестве полива, времени созревания и сбора каждой культуры. А также можно использовать соревновательный момент «Кто сколько вырастит культур на грядке»
Фруктовый сад
Информация об объекте: участок дошкольного учреждения, который отведен для посадки и роста плодовых деревьев
Цель: расширение представлений о видах плодовых и ягодных деревьев, их сезонных изменений и использовании человеком
Объекты для наблюдения: яблони, вишня, слива
Организация работы: наблюдение ростом и развитие фруктовых деревьев поможет детям понять взаимосвязь погоды и времени цветения, солнечных дней и сладости фрукта. Важность опыления и насекомых в завязывании плодов. Также можно наблюдать за птицами, которые часто прилетают полакомиться вишней или червячка в сливе или яблоке. Необходимо показать важность для дошкольного учреждения наличие своего сада и использовании плодов п компот или употребление в свежем виде
Улей
Информация об объекте: на свободном участке располагается самодельный улей с искусственными пчелками, а рядом с ним скульптура медведя из дерева
Цель: развитие представлений о пчелах, их сообществе и работе во благо человека, формирование представлений о пользе насекомых для растений
Объекты для наблюдения: улей, пчелы, медведь
Организация работы: пчелиное сообщество очень интересно своим устройством и командной работой, улей существует благодаря четкому распределению обязанностей между всеми его участниками. По своим обязанностям пчелы делятся на: Рабочих пчел, Пчёл-охранников, Пчел, отвечающих за климат в улье, Пчёл-нянек, Пчёл-слесарей, Пчёл-разведчиков, Матку. Рабочие пчелы основной и самый многочисленный класс пчел. В их обязанности входит сбор нектара цветов разных растений, сбор пыльцы.
В обязанности пчёл охранников входит охрана улья, они не пускают в улей чужих пчел, шмелей, ос. Эти пчёлы отличаются большей агрессивностью и более массивными челюстями. В улье есть пчелы, которые непрерывно машут крылышками вентилируя улей, благодаря им в улье всегда прохладно несмотря на жару вне улья. Пчелы разведчики проводят разведку мест, где в обилии произрастают медоносные культуры. Порой могут летать на расстояние 10-20 км. По прилету в улье сообщают о разведанных источниках нектара и пыльцы особым танцем. Пчелы слесари ремонтируют повреждения улья, заделывают трещины в улье. Трещины побольше эти пчёлы заделывают воском, маленькие трещины пчёлы слесари заделывают прополисом. Этой особенностью пользуются пчеловоды для сбора очень ценного продукта прополиса. Матка является королевой улья. От продуктивности матки зависит, насколько сильной будет пчелиная семья. Матка трудится постоянно, откладывая яйца в ячейки, из которых выводятся пчёлы-работяги и трутни. Если пчел не устраивает их королева, они присматривают другую королеву. Для этого выбирают личинку рабочей пчелы, выкармливают ее пчелиным молочком и из нее вырастает новая матка. Старая матка с частью пчёл покидает улей.
Птичья столовая
Информация об объекте: на игровом домике на отдельной площадке расположены разные виды кормушек для разных птиц
Цель: формировать представление детей о птицах ближайшего окружения, корме который они едят и видах кормушек; развивать у детей эмоциональный отклик в процессе заботы о птицах
Объекты для наблюдения: воробьи, синички, скворцы, дрозды
Организация работы: Наблюдение за птицами в разные сезоны поможет детям понять на сколько важно заботиться о природе, для сохранения ее разнообразия. Создание совместно с родителями кормушек для птиц поможет привлечь больше разнообразных особей на участок, что позволит детям расширить словарный запас, а также наблюдать за повадками птиц воочию. В процессе у детей формируется связь между сезоном и видом пищи для птиц, а также правила поведения рядом с птицами. А слушание пения птиц поможет обогатить их сенсорное восприятие мира.
метеостанция на колесах
Информация об объекте: объекты метеостанции расположены на игровой машинке, дети могут наблюдать за ветром, дождем, солнцем, облаками, растениями, температурой, влажностью и отмечать свои наблюдения в папке в дидактическим пособием.
Цель: формировать представление об объектах и явлениях неживой природы, развивать наблюдательность, аналитические способности и обобщение, развивать умение определять состояние погоды, время суток, сезон, устанавливать взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.
Объекты для наблюдения: дождемер, термометр, направление ветра, стороны света, время суток, сезон, влажность воздуха, облака
Организация работы: в процессе работы на метеостанции дети учатся замечать, отмечать и анализировать полученные данные с природных явлений. Наблюдают за направлением ветра, учатся определять количество осадков и все свои наблюдения отмечают на страницах «Папки наблюдений». Вместе с воспитателем изучаю солнечные часы и то как люди могут определять время по солнцу. Учатся определять стороны света по указателю, компасу, и народным приметам. Можно также наблюдать за раскрытием головок цветов, направлением движения веток во время ветра и отмечать наблюдение в «Папке наблюдений». Кроме этого, закрепляются основные знания детей о времени суток (утро, день, вечер, ночь), сезонах (лето, осень, зима, весна), погодные явления.
кот баюн
Информация об объекте: сказочный кот, хозяин тропы, который «ходит по цепи кругом» рассказывает детям сказки о живой и неживой природе, рядом расположены лавочки, где можно сидеть и слушать рассказ. Отправная точка экологической тропы, возле которой расположена карта всей тропы и начинаются все путешествия.
Цель: формировать представление о живой и неживой природе посредством художественной литературы, загадок, стихотворений, былин и просто рассказов
Объекты для наблюдения: кот Баюн
Организация работы: подходя к дереву с котом, воспитатель может рассказать стихотворение о коте, о его истории. Также в процессе экскурсий по тропе уже от лица кота воспитатель читает/рассказывает сказки по теме экскурсии, загадывает загадки, читает стихи. Кот обязательно делится интересными фактами о природе и хвалит ребят за их интерес к изучению природного богатства страны
дорожка здоровья
Информация об объекте: дорожка состоит из насыпного ящика с песком и деталями для сенсорного развития, а также ребристой деревянной дорожки
Цель: сохранение и укрепление опорно-двигательного аппарата путем хождения босиком по ребристым поверхностям разной температуры и твердости, формирование правильного отношения к здоровому образу жизни
Объекты для использования: ящик с песком и деревянная ребристая дорожка
Организация работы: в летний период дети во время прогулки, на занятии физкультурой или в качестве разминки во время экскурсии по экологической тропе разуваются на лавочках, ходят по тропе. Играют в игры рядом с ней на траве босиком. В зимний период дорожка здоровья переносится в помещение и используется до и после тихого часа
Птичий городок
Информация об объекте: деревянный игровой домик с расположенными на нем гнездами и домиками для разных видов птиц
Цель: обогащение представлений детей о птицах ближайшего окружения, их местах обитания, питания и форме домика, воспитание эмоционально-положительного и бережного отношения к птицам родного края
Объекты для наблюдения: синичка с домиком, гнездо аиста и аист, другие гнезда
Организация работы: наблюдение за гнездами, их отличительные особенности, наблюдение за птицами с дальнейшей их зарисовкой или раскрашиванием. Совместная деятельность с родителями по созданию скворечников и гнездовий для привлечения на участок больше птиц. Изучение способа питания каждой птицы, их следы и повадки. Птицы занесенные в Красную книгу Республики Беларусь