На базе первой младшей группы во главе с Польяновской Дианой Ивановной была создана экологическая студия "В гостях у Лесовичка"
Программа работы в студии
Пояснительная записка
Формирование экологической культуры и сохранение биологического разнообразия – одно из важнейших направлений образования в интересах устойчивого развития общества. Для детей дошкольного возраста направление эколого-биологическое наиболее близко для изучения с самого раннего возраста. Природа является естественной средой для развития маленького человека, поэтому направление данного профиля будет развиваться в течении всего периода обучения детей в дошкольном учреждении.
Цель реализации программы – формирование экологической культуры личности как стратегического условия устойчивого развития общества и природы.
Задачи:
- изучение основ наук, составляющих фундамент образовательной области «Экология», образовательной области «Биология»;
- формирование ценностных экологических ориентаций детей;
- формирование мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности;
- осознание человеком самоценности природы;
- освоение норм, правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;
- развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе, формирование опыта эмоционально-волевого отношения к решению эколого-биологических проблем на личностном уровне.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на формирование принципов взаимодействия с природой, воспитание осознания человеком своей ответственности за дальнейшее развитие биосферы, за обеспечение своей будущности и реализуется через межпредметные связи, основывается на системе научных идей, базой которых является исследовательская биолого-экологическая деятельность, познавательная экологическая деятельность, практическая, природоохранная деятельность, художественно-эстетическая деятельность.
Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами (растений, животных, человека) и их абиотической и биотической окружающей средой. Будучи сложной наукой, экология охватывает разнообразные знания и включает аспекты взаимодействия природы и человека.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- роль живых организмов в природе и жизни человека, их взаимосвязь;
- разнообразие растительного и животного мира Беларуси, планеты;
- основы рационального природопользования; основы энергосбережения и транспорте, дошкольном учреждении и домашнем хозяйстве, основные понятия о климате, естественные и антропогенные факторы изменения климата, последствия климатических изменений;
- основы здорового образа жизни;
Учащиеся должны уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки;
- описывать и узнавать объекты растительного и животного мира;
- владеть приемами анализа происходящих экологических явлений, давать им оценку;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Реализация типовой программы эколого-биологического профиля использует
- традиционные и инновационные методы работы, направленные на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов, удовлетворение индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытие личностного потенциала обучающегося.
- Формы педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа по эколого-биологическому профилю: групповая, индивидуальная.
- Инновационные организационные формы проведения занятий: межпредметное занятие (совместное занятие двух и более объединений по интересам), занятие-путешествие в предмет (проблему); занятие-игра-путешествие; занятие-дидактический театр, занятие-сказка, занятие-экскурсия, и др.
- Основанием классификации методов дополнительного образования детей экологического профиля является структура эколого-биологической деятельности, в этой связи выделяются следующие группы методов:
- методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, пример и др.);
- методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (практическая исследовательская работа, упражнение, творческие задания, иллюстрация, демонстрация, трудовые операции, и др.);
- методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (поощрение, соревнование, праздник, ситуация успеха и др.)
- методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения
- учащихся (наблюдение, и др.).
- Педагогическими технологиями реализации программы дополнительного эколого-биологического образования являются технологии: коллективной творческой деятельности, проблемного обучения, мастерских, дифференцированного обучения и др.
Для детей 2-5 лет проводится 1 час в неделю, 38 часов в год
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
Неделя |
Тема |
Содержание |
Октябрь |
1 неделя |
«Сюрприз от Лесовичка» |
Знакомство с понятием природа, объектами живой и не живой природы. Дидактическая игра «Назови что видишь», пальчиковые игры |
2 неделя |
«В гости к Лесовичку» |
Знакомство с лесом, деревьями, кустарниками, их отличия. Конструирование из природного материала «Дерево и куст» |
|
3 неделя |
«Что в корзине?» |
Знакомство с фруктами, рассматривание картинок, дидактическая игра «Угадай на вкус», лепка фруктов из пластилина. Знакомство с овощами, отличительные особенности разных овощей, дидактическая игра «Собери корзину», «Вершки и корешки» |
|
4 неделя |
«В гости к лесовичку» |
Экскурсия по экологической тропе, рассматривание признаки осени, сбор листьев. Наблюдение за птицами у кормушки |
|
Ноябрь |
1 неделя |
«Курица и цыпленок» «Петя Петушок» |
Знакомство с курицей и цыплятами их отличительные особенности, произносимые звуки. Пальчиковые игры, лепка зернышек. Характеристика внешнего вида петуха, кукарекание, подражание звукам. Подвижная игра «Петушок и лиса». Заучивание потешки |
2 неделя |
«Корова и теленок» «Коза и козленок» |
Характеристика животных и их внешний вид. Прослушивание и заучивание потешек «Идет коза рогатая», «Пастушок», аппликация «Красивый луг» |
|
3 неделя |
«Свинья и поросенок» |
Рассматривание свиньи ипоросят, лепка «Яблочки для поросят большие и маленькие» |
|
4 неделя |
Домашние животные |
Обобщающее занятие, дидактическая игра «Мама и малыш». Драматизация рассказа А. Барто «Песня-песенка» |
|
1 неделя |
Декоративные животные |
Рассматривание картинок собак и кошек, чтение стихотворения А. Барто «Гав-гав на дворе», лепка из пластилина «Угощения для друзей». Правила поведения с домашними животными |
|
Декабрь |
2 неделя |
Дикие животные – друзья Лесовичка |
Знакомство с дикими животными леса, их ососбенностями, чтение сказки «Рукавичка», дидактическая игра «Мама и малыш» |
3 неделя |
«В гости к лесовичку» |
Экскурсия по экологической тропе, рассматривание характерных признаков зимы, поиск следов животных, подвижная игра |
|
4 неделя |
«Зимний лес» |
Изучение свойств снега, зимние игры на улице, лепка снеговика, снежки |
|
Январь |
1 неделя |
«Где живет Лесовичок» |
Изучение разнообразия деревьев (хвойные, лиственные, кустарники), чтение стихотворения И.П. Токмаковой «Елочка», рисование иголок на ветке |
2 неделя |
«Как зимуют животные» |
Волк, лиса, заяц, белка, медведь и ёж, как зимуют и где живут. Дидактическая игра «Где чей дом?», рассматривание иллюстраций, пальчиковые игры |
|
3 неделя |
«Птицы зимой» |
Изучение зимующих птиц, помощь человека птицам, рассматривание кормушки, кормление птиц. Пальчиковая игра «Очень холодно зимой». Рисование «Грозди рябины» |
|
4 неделя |
«Я и зима» |
Правила безопасности зимой, зимние забавы, труд людей зимой |
|
Февраль |
1 неделя |
«Транспорт» |
Лошади и жеребенок, лошадь, как вид транспорта. Аппликация «Лошадь скачет по лугу» |
2 неделя |
«Транспорт» |
Машины, железнодорожный транспорт, воздушный и водный транспорт. Дидактическая игра «Транспорт», чтение стихов А. Барто |
|
3 неделя |
«Человек и транспорт» |
Правила безопасности в транспорте, на дороге, в машине, правила дорожного движения. Сказка Н. Павловой «На машине», лепка самолета. |
|
4 неделя |
«У пруда» |
Экскурсия с Лесовичком по экологической тропе на пруд. Обитатели пруда, разнообразие жителей водоема. Изучение иллюстраций морских и речных обитателей. Подвижные игры |
|
1 неделя |
«Рыбки в пруду» |
Разнообразие рыб и места их обитания (озеро, море, океан), аппликация, подвижные игры. |
|
Март |
2 неделя |
«Человек и водный мир» |
Обобщение знаний о водных животных. Демонстрация иллюстраций, лепка рыбки. Правила безопасности на водоемах. |
3 неделя |
«Весна в лесу и в городе» |
Первые признаки весны, экскурсия по экологической тропе для изучения изменения в природе весной. Заучивание стихотворения «Смотрит солнышко в окошко» |
|
4 неделя |
«Комнатные растения» |
Изучение растений уголка природы, способы ухода за ними, пальчиковая игра |
|
Апрель |
1 неделя |
«Воздух» |
Изучение свойств воздуха на прогулке, наблюдение за силой ветра, для чего людям нужен ветер, подвижные игры, рисование воздушных шаров. |
2 неделя |
«Вода» |
Экспериментирование с водой, изучение свойств воды, пальчиковые игры, рисование пальчиковое «Капельки» |
|
3 неделя |
«Солнце» |
Изучение свойств солнца, необходимость солнца для роста и развития всего живого на земле, конструирование «Солнечные лучики» |
|
4 неделя |
«Птицы прилетели» |
Характеристика перелетных птиц, слушание пение соловья, скворца, чтение стихотворения Плещеева «Травка зеленеет», аппликация «Домик для птиц» |
|
Май |
1 неделя |
«Пробуждение животных» |
Характеристика внешнего вида и образа жизни лягушек, улиток, змей, черепах. Роль этих животных в природе. Стихотворение А.Барто «Дождь в лесу», дидактические и речевые игры |
2 неделя |
«Цветы на поляне» |
Изучение дикорастущих цветов и насекомых на станции «Дикий луг», аппликация «Одуванчик», |
|
3 неделя |
«Вот ползет жучек» |
Изучение насекомых на лугу, рассматривание иллюстраций, пальчиковая игра «Божья коровка» |
|
4 неделя |
«Прощание с Лесовичком» |
Экскурсия по экологической тропе к дому лесовичка, проводы весны, встреча лета, подвижные игры |