Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Считаете ли вы необходимым знакомить детей с правилами безопасного поведения?
Всего 7 человек
Голосование
Соблюдает ли Ваш ребёнок режим дня?
Всего 7 человек
Голосование
Каким главным качеством должен обладать хороший педагог учреждения дошкольного образования?
Всего 8 человек

Советы дефектолога

Дата: 18 января в 10:55, Обновлено 11 марта в 20:07

Изображение

Терпение и творчество, упорство и победа

Вот главные этапы в работе логопеда. 

Все Нади, Вани, Вити должны заговорить, 
И от тебя зависит - быть им или не быть. 

Душа болит за каждого. Всем хочется помочь. 
Не раз вопрос: «Что делать?» преследовал всю ночь. 
Идешь порою с сумками, а язычок «грибком». 
Или «лошадкой» цокает, иль губы «хоботком». 
Вдруг затрещишь «моторчиком» раз несколько подряд. 
И ловишь настороженный, идущих мимо, взгляд. 
Так день за днем - то вниз, то вверх летает язычок, 

Работать так настойчиво из вас не каждый б смог. 

И… появились звуки вдруг, появятся и слоги, 
А там уже слова пойдут по правильной дороге. 
При самой первой встрече мы часто слышим: «Датте», 
А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!» 
И я без ложной скромности, признаться не стыжусь, 
Что я своей профессией ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОРЖУСЬ!

Когда следует обратиться за помощью к логопеду

      Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, может встать перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.  Многие родители ищут специальные центры, где логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

       Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть      полезен ребенку без явных нарушений?

    На самом деле, логопед в детском саду наблюдает за каждым ребенком, но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью к речевым дефектам, а также уже имеющим какие-то отклонения.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Дорогие родители! Очень часто мы можем встретить              ребенка, отличающегося высокой двигательной подвижностью    (гиперактивного). Обычно их называют "живчиками" , "шустриками" ,  "моторчиками". Это дети чаще школьного возраста, но могут быть  дошкольного и даже грудного.

                 Гиперактивного ребенка можно узнать по следующим признакам:

   Ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание часто перескакивает с одного предмета на другой.

    Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Ребенок не только не способен завершить выполнение поставленных задач, но и небрежен в их выполнении.

    Ребенок делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы.

    Как правило, чаще всего гиперактивность свойственна мальчикам.

    На месте такому ребенку не сидится, он постоянно крутится, вертится, весь как "на иголках"  ему надо поучаствовать во всех делах.

   Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивированна и не зависит от ситуации — они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего переутомления "сверхактивность" выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.

    Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают. В конце концов ребенка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его нет на всем свете.

   В результате ребенок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, "трудным" ребенком.

   В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу.

   В сравнении с другими детьми гиперактивный ребенок легко идет на контакт с незнакомыми людьми, более того, он навязывает свое мнение окружающим, встревает в разговоры взрослых, мешает им, всячески стараясь привлечь их внимание.

   Внешне независимые, именно они, в отличие от "тихих психически устойчивых детей особенно нуждаются во внимании. Однако отсутствие навыков общения, привычка с вызовом принимать любую помощь приводят к тому, что своим поведением они ее отвергают.

РЕКОМЕНДАЦИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА РОДИТЕЛЯМ  

ГИПЕРАКТИВНЫХ   ДЕТЕЙ

- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Помните, что гиперактивные дети игнорируют выводы и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

 - Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.

 - Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

 - Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.).

 - Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в школе и дома.

 - Введите балльную или знаковую систему вознограждения. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.

 - Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя.

 - Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.

 - Вызывающее поведение ребенка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

 - Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.

 - Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку.

 - Избегайте по возможности больших скоплений людей.

 - Оберегайте ребенка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

 - Старайтесь, чтобы ребенок высыпался.

Walland.ru - Download - Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя.

 - Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

 - Воспитайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию.Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для  ребенка.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДОМА

  1. Внимательно просмотрите материал, который должен быть усвоен ребенком. И только тогда приступайте к его выполнению!
  2. Если с каким-то заданием ребенок не справляется – не отчаивайтесь. Верьте в силы ребенка и ПОМНИТЕ: СПОКОЙНАЯ МАМА – СПОКОЙНЫЙ МАЛЫШ. В индивидуальной тетради ребенка Вы (родители) можете написать о том, при выполнении какого задания у ребенка  возникли трудности (на занятии дефектолог выполнит это задание с Вашим ребенком!). Но никогда не оставляйте задание неотработанным!!!
  3. Задания выполняются в спокойной, доброжелательной обстановке. Нельзя начинать с фразы: «Давай садиться заниматься». Лучше сказать: «Расскажи, что ты узнал нового в детском саду». Будьте терпеливы, внимательны, но требовательны к ребенку во время выполнения заданий.
  4. Во время выполнения заданий необходимо ПОМНИТЬ, что ребенок должен находиться в ситуации успеха. Не забывайте отмечать и поощрять успехи, учить преодолевать трудности и хвалить ребенка.
  5. Большинство заданий не требуют обязательно сидеть за столом. Задания закреплять можно во время прогулок, приготовления пищи, возвращения из детского сада.

Выполнение дома определённых видов работы по заданию дефектолога дисциплинирует вашего малыша и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Готовим ребенка к письму

    Подготовка к письму является одним из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Согласно данных психологов и физиологов, у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координации движений, незакончена окостенение запястий и фаланг пальцев.

На самых начальных степенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. В работе по совершенствованию восприятие букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Дети ч трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристика, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, по – над, около - внутри и т.д. сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим напряжение и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координации движение руки при письме; графические навыки, правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположение на рабочей строке.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомление, самым негативным образом сказываются на овладением графическими навыками и, более того, на развитие детского организма. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму разработана система упражнений. Предлагаемые упражнения дети могут выполнять и дома.

Для укрепление и развитие руки, координации движений будут полезны следующие упражнения:

  • Застегивание и расстегивание пуговиц;
  • Завязывание и развязывание лент;
  • Плетение из ниток;
  • Плетение косичек из лент;
  • Завязывание узелков;
  • Перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
  • Пересыпание мелких круп;
  • Всасывание пипеткой воды из стакана.

Для подготовки руки к письму детям можно предложить работу по раскрашиванию рисунков – штриховку.

Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится для развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки.

Раскрашивание рисунков предлагает четыре вида штриховки:

  1. Раскрашивание короткими частями штрихами;
  2. Раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  3. Центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);
  4. Штриховка длинными параллельными отрезками.

Штриховка не затрудняет ребенка, хотя его рука проделывает те же движения, что и при письме. При этом ребенок сосредотачивается на основной задаче – на выполнение гигиенических правил письма.

Коротко их можно сформулировать так:

Правила письма.

  • Посадка при письме. Дети должны сидеть, пряма не касаясь грудью стола, голова немного наклонена влево.
  • Положение рук при письме. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука должна придерживать рабочий лист.
  • Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена поверхности стола, точками опоры служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
  • Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, фаланга большого пальца придерживает ручку, указательного легко кладется сверху.
  • Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди.

К детям, которые пишут левой рукой правило необходимо соотносить с левой рукой, как ведущей. Выполнение всех этих правил, учет возможности детей, обеспечивает формирование необходимых каллиграфических умений.

«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

     Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

     Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет им звук [с]: «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

     Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его понимании.

     Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.

    Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола.

    Следующий тип ошибки связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».

    Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3 – 4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

     Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

     В двухлетнем возрасте ребенок способен отличить качество от количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребенка представляет соотнесение качественных характеристик предмета, например, размер с размером, цвет с цветом. Ребенок путает эти понятия.

    Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

Желаю удачи!

«Как научить ребёнка говорить?»Изображение

    Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного – ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей средой. Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возрасте. Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе установку на позитив во всём, что касается развития речи.

    Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные! Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?». Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро! Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете! «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем, есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

Изображение5. Читайте ребёнку книги! Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора! Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей! Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка! Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

Изображение9. Развивайте мелкую моторику! О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

10. Исключите любые чрезмерные требования! Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком.

    Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!!!

Изображение

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

        Развитие речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста. Но сначала, что такое речь?  

        Речь это:  - исторически сложившийся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.

 - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи следующим поколениям.

  Изображение       Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого не достаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

          Между двумя и тремя годами становится особенно заметным скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало (используя жесты и мимику), но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

          После двух лет идет интенсивное накопление словаря. Количество слов к трем годам в активной речи достигает одной тысячи. В речи преобладают имена существительные, но все больше появляется глаголов, прилагательных, появляются местоимения и предлоги (на, в, под). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой – маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т. д.).

          Дети еще могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для названия нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, шляпу, кепку и т. д.

          В грамматическом отношении речь ребенка не сформирована. В течение первого полугодия в речи детей появляется правильное употребление форм косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного.

        Связная речь только начинает формироваться. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет, но связного рассказа большинство детей еще не дает. Малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы.Изображение

        Звукопроизношение еще не соответствует норме. Отсутствуют шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими или звуком Т, а также звуки Л, Р. Твердые и мягкие звуки не всегда дифференцируются.

  Что же делать родителям для развития речи детей?

    Вот несколько советов:

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности (приготовление еду, уборка, одевание-раздевание). Говорите о том, что делаете Вы, что делает Ваш ребенок, другие люди.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, четко, с интонацией.

3. Говорите, используя короткие предложения.

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Учите ребенка понимать и выполнять словесные инструкции сначала простые, потом сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)

6. Никакого «сюсюканья», не переходите на детский язык и объясните это бабушкам.

7. Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте картинки.

8. Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Изображение 

Филитович О.С.     

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.